ИЗБРАННИК СОЛНЦА
официальный сайт балета

====================================================================================================

пресса

 

 

 

 

Главная

 

 

Либретто

 

 

Композитор

 

 

Хореограф

 

 

"КАЛИНА"

 

 

Видео

 

 

Пресса

 

 

Фото

 

 

Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Без шароварщины

 

В столичном Театре оперы и балета для детей и юношества прошла премьера балета-мистерии «Избранник солнца» в постановке Украинского академического фольклорно-этнографического ансамбля «Калина». Несмотря на казенное название коллектива, ему удалось создать спектакль, который может быть интересен не только старым работникам культуры Однако на премьере, куда зрителей пускали только по приглашениям, примерно половина собравшихся представляла именно эту категорию людей — чопорные дамы и господа, как будто сошедшие с экранов советских фильмов. Вторая половина почти целиком была детско-подростковой. Взрослые в течение 45-минутного спектакля просидели как завороженные, лишь пару раз сорвавшись на аплодисменты. Дети тоже вели себя смирно, хотя некоторые иногда довольно громко разговаривали. Одна девочка принимала происходящее особенно близко к сердцу: перебои со звуком и движения сценического задника заставляли ее охать и прятаться под мышкой у бабушки. Между тем происходящее на сцене не ужасало, а радовало. Композитор Александр Шимко и хореограф Алла Рубина сделали все, чтобы спектакль, поставленный на основе украинских обрядовых традиций, выглядел свежо и современно. В музыке — смесь готики, фолка и академизма. В танцах — минимум штампов. «Избранник солнца», созданный менее чем за 100 тыс. грн., — одна из тех редких работ, которые могут вызвать у широкой публики симпатию и интерес к украинскому фольклору, а не очередное отвращение к шароварам. Хотя в то, что это может быть воспринято, не верил, наверно, даже сам художественный руководитель ансамбля «Калина» Валентин Козаченко. Иначе не спросил бы скептически после премьеры у корреспондента «i»: «Вам правда понравилось?»
Мнения экспертов

Валентин Козаченко
художественный руководитель ансамбля «Калина»
Сейчас мне сложно сказать, когда мы сможем показать «Избранника солнца» в следующий раз. Аренда зала стоит сейчас дорого — например, в Театре оперетты это около 20 тыс. грн. Но начальник Главного управления культуры Киевской горадминистрации Светлана Зорина пообещала, что поможет нам с арендой. Если все получится, будем стараться заработать на билетах. А к спонсорам обращаться практически бессмысленно — как показывает опыт, они вяло реагируют, если ты делаешь что-то не в духе Верки Сердючки или Аллы Пугачевой.

Алла Рубина
хореограф-постановщик спектакля «Избранник солнца»

Поначалу мы хотели сделать чисто обрядовую постановку, без сюжета. Но потом решили, что это должно быть близко и зрителям. Так появилось либретто, которое в нашем спектакле поет хор. Что же касается хореографии, то я была не то чтобы революционером, но постаралась взглянуть под необычным углом на классический балетный танец.

Игорь ПАНАСОВ

 (Экономические Известия, №48(581) 21 марта 2007)

 

 

Еще одна легенда о любви

 

Известный киевский хореограф Алла Рубина представила свою новую работу — фолк-мистерию «Избранник солнца» (из цикла «Вечное дерево»), созданную вместе с композитором Александром Шимко для ансамбля «Калина». Спектакль прошел на сцене Муниципальной оперы при переполненном зале.

Алла Рубина придумала собственное оригинальное либретто, обратившись к мифическим временам. Получился захватывающий спектакль-легенда, в котором переплетены история языческих времен, бытовой реализм с фантастическим и непобедимым романтизмом. «Избранник солнца» — история фантастической любви Девушки к идолу, у которого проходят различные обряды. Как-то весной, Девушка шутя омывает каменную фигуру, а та оживает, или может только ей мерещится (потому что никто кроме нее этого чуда не видит), и в сердце Девушки рождается любовь к идолу...

Глубокое содержание цикличности в природе, таинства жизни — эти темы переданы в музыке спектакля. Александр Шимко в своей композиции, которая имеет сама по себе сквозной сюжет, удачно сочетает современные ритмы с народной музыкой и пением, которые доносятся словно из глубины веков. Спектакль «Избранник солнца» объединяет в единое целое современную музыку, танцевальную и вокальную группы ансамбля «Калина». Этот фольклорно-этнографический коллектив родился в 1981 г., а с 2004-го имеет статус «академического». За годы своего существования ансамбль внес большой вклад в развитие украинской национальной культуры, представляя свое творчество по всей стране и далеко за ее пределами, знакомя публику с неисчерпаемыми сокровищами нашего народного творчества. Коллектив под руководством дирижера А. Дубины, балетмейстера Г. Воронова, режиссера В. Лысюка, хормейстера С. Дудко всегда в творческом поиске. Новая работа ансамбля показала огромный потенциал коллектива, его желание экспериментировать, а тандем с Аллой Рубиной добавил яркие краски в творческий венок «Калины».

Хореограф А. Рубина не впервые обращается к украинской тематике. Ей близка острая характерность и одновременно легкая возвышенность, прозрачная образность народного танца. Она также поставила «Майскую ночь» и «Цветок папоротника» Е. Станковича для Хора им. Г. Веревки, а также отдельную версию той же «Майской ночи» в Киевском муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества, которая украшает репертуар.

Спектакль «Избранник солнца» подтвердил реноме А. Рубиной как смелого хореографа-экспериментатора, новатора. В постановке современная балетная лексика насквозь проникнута сочностью, выразительностью народного бытового обрядового танца. Хаотические массовые сцены и аккуратные хороводы, фантасмагорические и лирические сцены перемежаются несколькими адажио, в которых раскрываются характеры главных героев, их отношения. А удачное, хотя и несколько неожиданное сочетание по-современному лаконичной сценографии, тонко стилизованных костюмов, качественно поставленного сценического освещения с применением спецэффектов делает этот фольклорный спектакль изысканно современным и захватывающим зрелищем.
http://www.day.kiev.ua/179940/
.

Лариса ТАРАСЕНКО

( День, №58, середа, 4 квітня 2007)

 

Танцующие природу

 

Украинский академический фольклорно-этнографический ансамбль «Калина» представил премьеру балетной фольк-мистерии «Избранник солнца». КОЛЛЕКТИВ в прошлом году отметил свое 25-летие. Сегодня он продолжает искать новый репертуар и средства выразительности. В результате поисков и родился этот спектакль. Музыку написал молодой, но уже известный (преимущественно за рубежом) композитор Александр Шимко, а постановку осуществила известный украинский хореограф Алла Рубина. Она и рассказала «Ведомостям» не только о премьере.
— Алла, в новой постановке вы и балетмейстер, и либреттист. Это стало уже традицией?
— Я не считаю себя либреттистом или литератором. Но если «прибивается» какая-то работа, то ты уже за нее полностью отвечаешь. При отсутствии либретто нужно что-то придумывать. Я писала либретто и к «Весне священной», и к «Майской ночи». Но там сюжеты были скорее ассоциативные, а тут более конкретный. Композитору заказывали музыку для показа времен года, а я решила, что зрителю будет интереснее, если они увидят какое-то живописное действо.
— А с чего начинался «Избранник солнца» — синтетический проект, объединивший и балет, и вокал, и музыку?
— В наше время, к сожалению, все реже надеешься, что все твои идеи воплотятся. Но как раз коллектив «Калины» захотел сделать что-то новое, хотя условия их существования сложные, малобюджетные. Руководство вначале «озадачило» своего дирижера, профессора Анатолия Дубину: «Надо найти какую-то новую, свежую музыку, чтобы была основа для проекта». Он обратился к молодому композитору Александру Шимко с предложением написать что-то на тему времен года. Но когда в ансамбле услышали его музыку, то поняли, что это не новый вариант обрядовых песен и танцев, а настоящий балет с ярким образным рядом. И тогда худрук «Калины», народный артист Валентин Козаченко, с которым мы еще работали в Мюзик-холле, позвонил мне и попросил: «Алла, может, вы нам что-нибудь посоветуете?». Я послушала музыку, и она меня зацепила своей эмоциональностью, каким-то удивительным сочетанием современной ауры и архаики, чего-то первобытного. А я очень этим интересуюсь: откуда это пришло? к чему мы идем?
— Вы впервые работали с «Калиной»?
— Впервые. В ансамбле привыкли к традиционным народным танцам, что шли от Вирского: с ровной спиной, с задором, весельем. А когда я начала с танцорами работать, то хотела из них вытащить что-то драматическое, какие-то актерские реакции, отношение к природе.
— По-моему, как всегда в ваших балетах, в этой постановке тоже есть философские интонации.
— Здесь основная идея — человек в окружающем мире. Мне кажется, он всегда в какой-то степени одинок. Поэтому персонажи моей новой постановки такие же: и героиня, и идол, которого она полюбила. А финал спектакля я вообще отдала фантазии зрителя.
— То есть любовь, по-вашему, все-таки способна творить чудеса?
— Да, только этой любви мало в нашем мире. Люди ограничены различными рамками и не успевают даже себя услышать, не то что других. А что касается самой постановки, то мне пришлось исходить из возможностей артистов ансамбля. Я не могла сразу перевести их в современную хореографию, поэтому пришлось совершать «бархатную революцию». Конечно, вначале у коллектива было определенное сопротивление — неприятие и музыки, и хореографии. Тяжело было даже просчитать танец, так как музыка имеет очень сложный ритм, а я всегда иду за мелодией, а не за ритмом. Но потом мы подключили хор, и артисты постепенно приспособились. К тому же мне не так часто приходилось работать с «живыми» оркестром и хором, ведь большинство постановок шли под фонограмму.
— Какие перспективы у нового спектакля?
— Так все тяжело давалось, даже не было средств на афиши! Но на премьере был настоящий аншлаг. Знаете, это разные вещи — творчество, успех и пиар. Одна моя студентка писала научную работу, сравнивая попсу и высокое искусство, и докопалась, что попса имеет точную тактику и стратегию этого пиара, а вот высокое искусство зачастую надеется лишь на себя...
—...и на энтузиастов, которые могут его поддерживать.
— Да уж. Ценой своего здоровья и энергии. А наша новая постановка, мне кажется, станет хорошим, крепким спектаклем. Там очень благородная идея — человек проходит все испытания и все-таки остается человеком даже в тех условиях, когда невозможно им остаться.
— Сегодня это особенно актуально. И, пожалуй, так было всегда. Если не ошибаюсь, у вас готовится несколько премьер и в драматических театрах?
— Да, так все совпало. Вообще, сейчас в театральной жизни, можно сказать, просто бум премьер. Так, в Театре имени Франко вышел новый спектакль «Кавказский меловой круг» в постановке литовского режиссера Линаса Зайкаускаса, который учился в Питерской консерватории на факультете музыкальной режиссуры. Я тоже оканчивала этот же вуз, и уже хотя бы из-за одной альма-матер у нас есть точки соприкосновения. А в Русской драме Аркадий Кац, который здесь уже поставил «Волки и овцы», подготовил «Доходное место» Островского. Новый спектакль очень современный, зрелищный и глубокий, достаточно социальный и философский. Там действие происходит на высоком пандусе, а мне пришлось на нем и танцы ставить. Переделывала трижды, что для меня совсем не характерно, — режиссер хотел одно, а потом попросил, чтобы были трюки. Сначала для исполнения мы пригласили солиста балета оперного театра. Но потом стали переводить трюки на своих актеров, а это для большинства из них оказалось очень сложно. Еще в этом театре готовит премьеру «Сирано де Бержерака» Ростана питерский режиссер Игорь Селин. Он ставит архисовременно. Там будет очень много составляющих: пластика, танец, сценичные зрелищные бои, по ходу спектакля даже идут киносъемки...
— Алла, когда вы работаете в команде, где есть главный постановщик, как, имея свою концепцию, сосуществуете с режиссерами?
— Вообще, каждый постановщик видит творение по-своему, и я знаю, что надо смиряться, надо подхватывать мысли режиссера и пытаться пересадить на свою почву. Такое сотворчество даже полезно. А еще я очень люблю актеров. Люблю и жалею. Ведь у каждого из них есть своя тема, но они могут раскрыться только с помощью постановщика, который, к сожалению, не всегда их чувствует.
— Над чем работаете сейчас?
— Я заканчиваю постановку своеобразного пластического спектакля «Анна Франк» в полтавской средней школе.
— Но ведь это такая сложная личность и тема?
— Когда-то у меня был хореографический номер «Анна Франк», а позднее Нидерландский фонд Анны Франк заказал мне спектакль. И поскольку я давно знакома с полтавской общеобразовательной школой «Паросток», то решила ставить «Анну Франк» там. С этим коллективом я уже делала постановки, так как там и дети, и педагоги очень талантливые. По программе Нидерландского фонда «Анну Франк» покажут в разных городах Украины, а потом, возможно, и в Киеве.

http://www.kv.com.ua/archive/7753/culture/7768.html
.

Галина ЦЫМБАЛ

( Киевские Ведомости, № 98-99, 14 мая 2007 )

 

Избранница Танца

 

Сегодня состоится премьера спектакля балетмейстера Аллы Рубиной “Избранник Солнца”, а вчера в Киеве стартовал ее балет “Анна Франк” Она училась балету в Питере, но вернулась в любимый Киев. Ставила спектакли и получила "Звезду Голливуда" в Соединенных Штатах Америки, однако не осталась и там. Обладательница шести театральных "Пекторалей", Алла Рубина хочет творить на родной земле, которая дает ей силу и вдохновение. Мечтает о собственной творческой мастерской, к которой пока еще не доходят руки, ведь к сотрудничеству хореографа приглашают многочисленные отечественные театры. — Госпожа Алла, сегодня в Киевском муниципальном академическом театре оперы и балета для детей и юношества премьера “Избранника Солнца”. Чем вас привлек сюжет? — Дело в том, что о сюжете в начале и упоминания не было. Мой давний знакомый, художественный руководитель ансамбля “Калина” Валентин Козаченко, показал музыку молодого талантливого композитора Александра Шимка. И сказал, что она нравится, но не знает, что с ней делать. Я послушала и сразу почувствовала там звуки архаики. В ней был какой-то могучий нерв, который задевал за живое. Я взялась за постановку. Сначала планировался бессюжетный вариант, построенный на старинных обрядах, которые обычно происходят осенью, зимой или летом. Но когда я взялась за постановку танцев, начала философствовать на тему времен года. И сюжет пришел мне на ум сам по себе. Он соткан из украинских легенд, в которых люди ожидают пробуждение природы. Весна у меня ассоциируется с водой, лето — с пожаром... — Дохристианские обряды в конечном итоге приводят к Единому Богу? — Говорят, что в “Избраннике Солнца” есть тень тени Христа. Но я думаю, что наш спектакль о любви. Любовь превращает Идола в Человека.

(Хрещатик, №71 (3061), среда, 16 мая 2007 года )

 

«Обранець сонця» — надовго чи назавжди?

 


"Молодь України"
30.03.2009
Нещодавно в Київському муніципальному академічному театрі опери і балету для дітей та юнацтва відбулась непересічна подія. Від вистав у постановці заслуженої артистки України Алли Рубіної завжди чекаєш несподіванок, адже вона — одна з найзатребуваніших балетмейстерів-постановників не лише в Україні. У творчому доробку Алли Рубіної з розкутим творчим мисленням — сотні постановок в Україні та поза її межами. А головною рисою її характеру є постійний потяг до пізнання та творчих експериментів. Тож прем’єра чергової вистави «Обранець Сонця» привернула увагу, насамперед, участю в ній знаменитої Алли Рубіної. Хоча музика молодого композитора Олександра Шимка стала для багатьох також відкриттям непересічного таланту. Відбулась прем’єра вистави кілька років тому і пощастило її побачити обраним, адже подальших показів просто не було. І не те, щоб їх заборонили, не дозволили… Ні. Просто комусь із організаторів не вистачило волі для розвитку демонстраційного процесу. А ті, кому пощастило її побачити, ще довго обговорювали красу та високий політ драматично-романтичного витвору театрального мистецтва, який було створено за мінімальні кошти. А всім учасникам запам’яталося одне — кожен пережив цю роботу серцем і душею. Колектив, з яким пощастило працювати балетмейстеру, був для неї — особливим. Насамперед тому, що працювати з артистами балету фольклорного ансамблю «Калина», художнім керівником якого є народний артист України Валентин Козаченко, їй випало вперше. Хоча в творчій біографій Алли Рубіної є знаменита робота з фольклорним колективом — Державним ансамблем ім. Григорія Верьовки, який реалізував мрію композитора Євгена Станковича про постановку його опери-балету «Цвіт папороті». Прекрасна робота і відмінний результат співпраці великого композитора сучасності з великою балетмейстеркою! Творчий тандем митців склався на гідному рівні. Тож, ніякою мірою не принижуючи фольклорний колектив «Калина», який може здивувати найвибагливішу публіку, зауважу, що апріорі ім’я Алли Рубіної якось не вписувалося в мажорну палітру успіху вистави «Обранець Сонця». Але… Результат спільної роботи був вражаючим. Порадував ще й той факт, що парем’єрний показ вистави не став ексклюзивним, адже віднині «Обранець Сонця» у репертуарі театру. На київському Подолі, тобто в приміщенні Київської муніципальної опери та балету, можна буде побачити це феєричне диво, тобто балет — фольк-містерію із циклу «Вічне древо». І, мабуть, знаковою є подія ще й тому, що відбулася у час, коли все навкруги оживає і тягнеться одне до одного, гуртуючись у єдиному вирі життя. Весняні враження завжди особливі. Тож винятковими були не лише виконавці головних ролей — Дмитро Шестак, Вадим Сободаш та Оксана Хоменко. Таким на сцені театру здавався й ідол, якого оживили силою любові.

Леся САМІЙЛЕНКО

http://www.molod-ukraine.com/index.php?option=com_content&task=view&id=1905





друзья сайта

 ОЛЕКСАНДР ШИМКО офіційний сайт композитора

Етносучасність официальный сайт проекту

 Каталог АКАДЕМІЧНЕ МИСТЕЦТВО В УКРАЇНІ


====================================================================================================

2007-2008 © Sun’s chosen one

2007-2008 © Избранник Солнца

All right reserved





Hosted by uCoz